Hoya pro1 digital circular polarising filter review

Компания Hoya

Hoya это японская компания, один из крупнейших производителей стекла в мире. Любых марок и для любых нужд. Можно только порадоваться такому серьезному игроку на рынке светофильтров, как Hoya. Мы все знаем продукты Hoya под её собственной маркой, но за кулисами остается огромный пласт светофильтров, которые покупают у Hoya и продают под своими брендами другие фирмы. Конечно, рассчитывать на высокое качество можно только покупая фильтры под её собственным брендом, потому что, как я уже говорил, произвести компания может что угодно на заказ, технологические мощности огромны. Кроме того, Hoya задействует мощности Kenko/Tokina (о чем сказано на упаковке). Эта дружественная Hoya компания повышает возможности для инноваций (недавно вышла еще одна линейка фильтров Hoya, о которой я надеюсь скоро рассказать).

Что означают аббревиатуры в названии

Мультипросветление ULCA уменьшает падение контраста и существенно уменьшает ХА (среднее пропускание >99.0% в диапазоне 420-680нм). От себя добавлю, что, конечно, имеется в виду уменьшение ХА по сравнению с обычным стеклом вместо просветленного светофильтра, а не уменьшение ХА, которые даёт объектив (что невозможно, если вообще спектр не усекать. Для фото сильное отсекание видимого спектра не актуально, так что ХА, которые даёт объектив уменьшить не удастся установкой светофильтра)

Покрытие WMC является царапиноустойчивым, влагоотталкивающим и позволяет легче чистить светофильтр, кроме того на нём меньше будет оставаться отпечатков пальцев и прочих жирных следов.

Специальное покрытие, которые отсекают нежелательный инфракрасный и ультрафиолетовый спектр.

Внешний вид, эргономика, конструктив фильтров

BENRO сделали замечательную таблицу в которой указаны основные свойства их светофильтров:

— материал стекла
— просветление
— пропускная способность
— выпускаемые диаметры.

На самом деле всем производителям неплохо бы иметь такие таблицы, чтобы клиент мог легко выбрать себе светофильтр.

Ассортимент поляризаторов Marumi

— Marumi DHG («середнячки», качество приличное),
— Marumi Super DHG (тонкая алюминиевая оправа, «темная» пленка, плохо чистятся),
— Marumi WPC и тд (бюджетные).

Marumi — один из двух крупнейших производителей светофильтров в Японии. Второй это Hoya (Kenko-Tokina).
Фильтры производятся в Японии и имеют алюминиевую оправу. Какое используется стекло мне неизвестно.

Четыре основные категории фильтров

— фавориты (B+W XS-PRO HTC Nano, B+W XS-PRO KSM Nano, Hoya HD / Hoya HD Nano, Marumi Super DHG)
— среднее качество (B+W F-Pro AUCM KSM, Hoya HMC (больше не производятся, насколько знаю), Marumi DHG)
— ударопрочные / влагозащитные (Marumi WPC CPL, Hoya HD, Hoya HD Nano, B+W обещает влагозащиту на всех своих фильтрах)
— стандарт (Hoya Pro1D, B+W S03, Hoya Fusion)
— мультикомбайн (Hoya UV HRT)

Фильтры Standard, как у Marumi, обычно весьма невысокого качества и останавливаться на них смысла нет.

Ударопрочные фильтры

Некоторые фирмы признают, что качество их ударопрочных фильтров ниже, нежели у фильтров среднего качества. Такой намек я видел к фильтрам Marumi и судя по отзывам так оно и есть.

С другой стороны Schneider Kreuznach утверждает, что их многослойное просветление не только устойчивое к царапинам и влагозащищенное, но и сохраняет все лучшие оптические свойства, которые изобретены этой именитой фирмой (бренд B+W). Фильтры имеют покрытие MRC, что расшифровывается как Multi-Resistant-Coating (т.е. «мульти-защитное-покрытие»)
Возможно дело тут в том, что ударопрочность и царапиноустойчивость совсем разные вещи.

Но говоря про ударопрочность имеется в виду такой уровень прочности как в (Hardened Glass).

Выбирая ударопрочные поляризационные фильтры стоит помнить, что основной показатель качества фильтра это отсутствие смещения цветового баланса при работе с фильтром. Но при работе со многими не особо качественными фильтрами смещение цветового баланса очевидно и вам придётся в каждом кадре иметь серую карту, иначе баланс белого будет не очевиден.

Фильтры среднего качества

Фильтры среднего качества сохраняют большинство свойств фильтров-фаворитов, но имеют более низкую цену. Найти разницу между фильтрами среднего качества и фаворитами бывает очень сложно. Особенно, когда у компании производящей фильтры никаких особых технологий нет. Так я не нашел разницы между Marumi DHG и Marumi Super DHG. И несмотря на это все-таки купил себе Super DHG (сейчас заменил его на B+W S03 на том объективе где он был т.к. «середнячок» от B+W лучше) потому как неистребимо в человеке желание владеть самым лучшим. Этим и пользуются маркетологи.

Benro SHD CPL-HD ULCA WMC / SLIM светофильтр поляризационный

Технические характеристики Benro SHD CPL-HD ULCA WMC

— стекло Schott B270 из Германии
— мультипросветление ULCA уменьшает падение контраста и существенно уменьшает ХА (заявлено по табличке 16 слоёв покрытия)
— покрытие WMC для влагоотталкивания из царапиноустойчивости
— матовое чёрное покрытие края линзы для исключения переотражений от неё
— усиленное стекло, которое уменьшает вероятность что оно разобьется. Выдерживает падение 14мм стального шарика с высоты 1.27м
— супер тонкая оправа
— выточенная на ЧПУ станке латунная оправа более устойчива к падениям фильтра и реже «залипает» на резьбе объектива

Из всех плюсов я здесь выделю отдельно супер-тонкую оправу. Потому что и это самый тонкий поляризационный светофильтр на сегодняшний день (2020-ый год). Т.е. для сверхширокоугольных объективов это именно то что нужно!

Степень затемнения Benro SHD CPL-HD ULCA WMC / SLIM в районе 1.5 EV. На картинке он справа внизу.

Пользоваться приятно — латунная оправа. Поляризация без нареканий, просветление очевидно — вы его видите коричневым цветом. Это необычный цвет для просветления, чаще зелёный или синий. Цвет который мы видит зависит от того в каком порядке нанесены пленки просветления.

Условия тестирования

Во-первых качественные светофильтры, а B+W именно из этой категории светофильтров, имеет смысл тестировать на качественных же объективах. Потому я взял для тестов и . Эти объективы — одни из лучших в своём классе. Не искажают цветовой баланс снимка и имеют потрясающее разрешение оптики. Результат от действия фильтров видно и на других объективах, но мне было так удобнее.

Carl Zeiss Makro- Planar 50/2 ZE

Carl Zeiss Distagon 25/2 ZE

Первая часть теста прошла в моей фотостудии, где при контролируемом освещении (студийный генератор Broncolor с контролем цветовой температуры) я снимал цветовую шкалу X-rite Colorchecker. X-rite Colorchecker славится тем, что сохраняет цвет при разном освещении и под разными углами освещения (специальные краски).

Как использовать поляризационные фильтры

Для любого инструмента, важно знать, как им правильно пользоваться. Приведём несколько полезных рекомендаций, как использовать круговой поляризационный фильтр

  1. Поляризационный фильтр лучше использовать в солнечную погоду. Но когда пасмурно и освещение рассеяно, можно скомпоновать кадр без неба. В этом случае поляризатор добавит общий контраст и насыщенность, а также уберёт с изображения блеск на листьях и воде.
  2. Для максимально требуемого эффекта при съёмке с поляризационным фильтром, фотограф должен находиться под прямым углом к объекту съёмки. Если при съёмке солнце находится позади фотографа или перед ним, результата использования фильтра не будет.
  3. На широкоугольных объективах, или на зум-объективах в положении «широкого угла», поляризационный фильтр может дать эффект «виньетирования» (затемнения изображения по краям). В таком случае можно повернуть фильтр, уменьшив эффект, либо уменьшить область захвата изображения с помощью зума. В данной ситуации некоторые фотографы советуют также пользоваться тонкими поляризационными фильтрами. 
  4. При съёмке пейзажей контраст между небом и землей является одной из основных проблем для фотографа. Выровнять контраст по всему кадру практически невозможно. Эту фотографическую задачу можно решить с помощью использования вместе с поляризационным фильтром нейтрального градиентного фильтра, который должен выровнять общий контраст снимка.
  5. Так как поляризационный фильтр уменьшает количество света, попадающего на объектив, рекомендуется не надевать его на объектив его при плохой освещенности. С другой стороны, уменьшение количества света, и, как следствие, более длинная выдержка, может быть использована для определённых эффектов, например, «размытия» бегущей воды на фотоснимке.

При съёмке с поляризационным фильтром необходимо учитывать:

  1. Поляризационный фильтр требует вращения, тем самым увеличивая время подбора композиции.
  2. Фильтр не рекомендуется использовать при съёмке панорам по причине неравномерности освещения неба и возможности появления на нём темных пятен.
  3. Поляризационный фильтр уменьшает количество пропускаемого света, поэтому в фотокамере нужно увеличивать длительность экспозиции.  
  4. Необходимо постоянно следить за чистотой фильтра. Если он не идеально чист, качество изображение резко снизится.
  5. С поляризационным фильтром сложнее ориентироваться, глядя в видоискатель камеры.
  6. Для съёмки в контровом свете (когда в кадре есть солнце) лучше не использовать фильтр, так как он может дать дополнительные блики и солнечные зайчики, особенно если фильтр не слишком чистый.

С поляризацией

Если исходная цветовая температура 5000К, то B+W Circular-Pol S03M MRC в режиме полной поляризации смещает её на 200К, получается 4800К +6.
А вот Rise (UK) CPL (Китай) не просто смещает цветовую температуру, она просто «обрушивается» до 4250К +2.
Итого смещение: 750К!
Собственно это неплохо видно по картинке.
Увеличить картинку на полный экран можно нажав на иконку в правом верхнем углу окна сравнения.

Поляризационный фильтр SUNPAK оказался еще «страшнее».

Сам серый патч, по которому выставляется ББ он исказил как раз слабо, но по картинке видно, как «уехало» всё остальное.
По серому патчу Баланс Белого: 4950К +3.
Т.е. серый патч почти идеален, но что стало с остальными цветами! Нажимая пипеткой в серый патч я не получаю правильные цвета, как должно быть при линейном искажении цветовой температуры. Чёрный цвет, который внезапно получил синий оттенок так и сохраняет свою синюшность. Зато вы можете ставить ББ по чёрному. Тогда черный будет правильный — нейтральный. Но тогда все остальные цвета непредсказуемым образом сместятся.

Поясню графики. Чем искажение цветовой температуры более линейно от патча к патчу, тем легче его исправить. Достаточно один раз ткнуть пипеткой в средне-серый патч и все остальные более-менее придут в норму.
Если же какие-то отдельные патчи сильно выделяются, как на графике SUNPAK, то требуется цветовое профилирование, более сложная процедура. Печально это тем, что цветовое профилирование имеет ограниченные возможности. Например, у использованной цветовой мишени Xrite Color Checker Всего 24 образца цвета. Т.е. мы не можем идеально «подтянуть» картинку, на которой 16 млн. цветов. Проблемы всё равно останутся. И вот по этой причине, чем смещение более линейно — тем лучше.

Итоги

Причины такого искажения цветовой температуры поляризационным светофильтром SUNPAK CPL 52mm остаются за кадром, но использовать я бы его точно не рекомендовал.
Собственно и к светофильтру Rise (UK) CPL (Китай) есть много претензий, но ввиду линейных искажений — пользоваться можно, если не требовать от него слишком многого.

Каждый, конечно, выбирает исходя из своих собственных требований к техническому качеству снимка, но мне кажется, что лучше потратиться один раз на хороший светофильтр, который будет служить вам годами, нежели мучиться коррекцией цветов в фотошопе.

99.7% света проходит

в 1996-ом году Hoya выпустила на рынок Super HMC фильтры, которые включают в себя: Skylight, 1B, UV (0), ND 2X, ND4X и ультра-тонкий круговой поляризатор (CPL), который имеет аж 7 слоёв просветления с задней стороны. Такие фильтры имеют по 6 слоёв просветления с каждой стороны. Собственно 1 слой это обычный, для того, чтобы можно было безбоязненно чистить, а остальные 5 слоёв — просветляющие, предотвращающие рассеяние света при попадании на линзу. На таких фильтрах теряется в среднем лишь 0.3% (!) от всего попавшего на поверхность фильтра света.

На сайте Hoya приведён простой пример, понятный каждому. Скажем вы купили объектив 24-70/2.8 за 500долл., но одели на него дешевый фильтр из простого стекла. Зная, что простое стекло отражает до 9% попавшего на него света, вы потеряли 9% от светосилы вашего объектива. Таким образом ваш объектив превратился в 24-70/3.

Carl Zeiss T* POL filter

Carl Zeiss T* POL filter

Неспроста я просил обратить внимание на место производство фильтров Marumi. Дело в том, что также как и современные объективы Carl Zeiss, фильтры Carl Zeiss производятся в Японии некоей сторонней фирмой.
В этом плане объективы и фильтры Carl Zeiss занимают некоторое особое место по причине того, что все разработки делает сам Zeiss, а производит свои изделия в Японии для удешевления себестоимости

Zeiss сменил стратегию бескомпромиссного качества во всем на стратегию оптическое качество и высокие технологии в облегченном корпусе. Светофильтры Carl Zeiss по внешнему виду сильно напоминают те же фильтры Marumi в плане тонкой оправы, конструкции и малого веса. Но если присмотреться, то видно, что они разные и сделаны в разных местах (в Японии по сути только две огромные компании по производству фильтров: Kenko-Tokina и Marumi, которые делают брендовые фильтры для всех остальных по спецзаказу).
У них даже цвет просветления разный, так что технологии изготовления (порядок нанесения просветляющих слоев и само просветление) отличаются.

Фильтр имеет фирменное просветление T*, которое говорит о высоком качестве. Здесь стоит вспомнить, что само просветление оптики в 1935г. было открыто специалистом Carl Zeiss.

Carl Zeiss POL-filter

Итак, что нам предлагает Carl Zeiss?

Высокое качество в алюминиевой оправе со стандартной «тёмной» поляризационной пленкой.

Из «светлых» на фото только B+W HTC и Hoya HD. «Светлые» поляризаторы увеличивают экспозицию примерно на 1-1.5 ступени, тогда как «темные» фильтры увеличивают экспозицию на 2-3 ступени.

При покупке B+W при сравнимой цене вы получаете больше бонусов. Цены все время меняются и сейчас как раз момент, когда они вполне сравнимы, а так фильтры Carl Zeiss стоят дороже и потому я обычно рекомендую B+W даже для объективов Carl Zeiss.

Carl Zeiss, в отличие от Marumi и многих других компаний:

1) приводит технические данные на свои фильтры
2) отвечает за свои слова, сколько бы его не проверяли. все-таки имидж компании для Carl Zeiss крайне важен.

Ниже ссылки на брошюры по фильтрам Carl Zeiss

К фильтру прилагается красивая и удобная коробка (на фото в вверху статьи) и брошюра.

брошюра прилагающаяся к фильтрам Carl Zeiss

Marumi или Zeiss?

Я бы выбрал Zeiss. Я хорошо знаю оба типа просветления, так как пользуюсь обоими брендами очень давно. Просветление Carl Zeiss T* намного превосходит просветление Marumi по царапиноустойчивости и возможности отчистить с него грязь.
И, как видите, мой фильтр Маруми уже принял неприличный вид. А вот объективы Carl Zeiss c покрытием T* отчищаются великолепно

Это немаловажно так как вся грязь, если её не отчистить — остается на фото! И потом в её удалить со снимка в Adobe Photoshop крайне сложно или невозможно

Как выбрать?

Поляризационные фильтры имеют два типа:

  • линейные, они дешевле, но почти не применяются, так как используются для плёночных фотоаппаратов;
  • круговые, состоят из двух частей — неподвижная, которая крепится на объективе, и свободная, вращаемая для получения нужного эффекта.

Светофильтры с поляризующими свойствами относятся к одним из самых дорогих. Но не стоит экономить во время такой покупки. Обычно дешёвые аналоги работают очень плохо. К тому же в специализированных магазинах представлено такое количество моделей, что покупатель иногда становится в тупик, не зная на чём остановить выбор.

Фильтры компании «B+W», их основные характеристики:

  • отличное качество, но без внедрения инноваций;
  • специальная плёнка для точной цветопередачи;
  • тонкая оправа, затемнённая спецплёнка, защитный слой;
  • B+W — модель с обозначением Nano.

Сейчас компания B+W входит в состав Schneider Kreuznach. Продукт в латунной оправе и высокого качества производят в Германии. Как показатель, это просветление на уровне Цейссовской оптики. Компания постоянно работает над совершенствованием изделий, использует оптику от компании Schott.

Поляризаторы Carl Zeiss — этот сегмент премиум-класса выпускается в Японии.

Характеристики бюджетной серии светофильтров компании Hoya:

  • недорогая серия с «тёмной» специальной плёнкой;
  • совмещает УФ-фильтр с поляризатором.

Hoya Multi-Coated — немного дороже, но есть нарекания к креплению стекла. Фавориты среди поляризаторов, это B+W с категорией Nano; Hoya HD Nano, Marumi Super DHG.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Stop Shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: